О грусти и других эмоциях

Уххх. Ну и мыслей же может набежать всего после одного вечера с сыном. Итак, все тот же вчерашний вечер, который упоминался ранее в этой статье Я — НЕ СУКА!

Сын поёт мне вот эту песенку из мультика:

«Кто он такой? Кто он такой?

Тайо маленький автобус.

Целый день он готов по дорогам колесить.

Кто он такой? Кто он такой?

Тайо маленький автобус

Знает он, что в пути

Никогда нельзя грустить»

И я, конечно же, как Мама-психологиня😂 цепляюсь за последнюю фразу, и говорю сыну, что «никогда» не грустить — не получится, что иногда грустить — вполне нормально и необходимо, и что все-все на свете когда-либо грустят.

Сын значительно приободряется и с интересом в глазах начинает расспрашивать меня о грусти дальше. Он перечисляет всех: меня, Саню, воспитателей, своих друзей из группы, животных, продавщиц, и снова, и снова переспрашивает: «и эти грустят, и эти? правда? и плачут, да?»

Потом спрашивает: «Мама, а когда ты грустишь?»

Я: «Ну я, например, грущу, когда мы ругаемся с папой. Только я незаметно грущу, и плачу, когда ты не видишь.»

Лев: «Ааа, а я громко плачу, чтобы ты видела! И грущу тоже громко!

А Папа плачет?»

Я: «И Папа иногда плачет. Мужчины тоже плачут, но реже, чем женщины. Они привыкли держать эмоции в себе»

Я: «Сын, а в каких ситуациях ты грустишь?»

Лев: «А я грущу, когда уезжает мой папа»

Дальше Лев начинает фантазировать на эту тему: говорит, что у больших людей — большущие эмоции и большущая грусть, а у маленьких — маленькая. Я говорю, что это совсем необязательно, и эмоции могут быть совершенно разные.

Вроде бы, какая мелочь — поговорить о грусти. Но это для нас — мелочь, а для ребёнка — это целое открытие, это огромная радость знать, что другие люди (даже взрослые(!)) испытывают тоже, что и ты, и даже также плачут(!)

Я лично совсем не помню, чтобы мама как-то выражала свои эмоции или (что уж совсем не удивительно!!!) как-то их озвучивала. Казалось, что Мама бывает или нормальной, или сразу истеричкой. Если бы она как-то пыталась проговаривать то, что внутри, мне было бы намного легче. Ведь без этого я по сути жила как на минном поле: никогда не знала где и как рванет.

Разговор с ребёнком об эмоциях — это БЕЗУМНО важно! Важно говорить не только о грусти, но и о радости. Также нужно «оповещать» 😂 ребёнка о том, когда вы начинаете «заводиться». Это очень здорово, когда можно «интеллигентно» предупредить домочадцев о предстоящем взрыве. Сын, кстати, очень быстро все подхватывает, и теперь иногда, когда он злится, то говорит мне: «Мама, ты что не видишь, что я завожусь!?»

Ухаха. Я говорю: «Ок, сын, поняла-поняла, отвалила.»😂

Когда ребёнок знает об эмоциях, то он не боится их выражать, в дальнейшем может научиться их контролировать. «Предупреждён — значит вооружён!»

Мне нравится цитата неизвестного автора: «Не важно, тонна ненависти или тонна нежности лежит у вас на душе. Когда чувство не находит выхода, то это просто тонна…у вас на душе.»

r3Nk5fkMG9Y

Любые неотреагированные эмоции продолжают жить у нас внутри, и на то, чтобы они «не дай Бог» не выскочили, затрачивается очень много энергии! Нашей с вами энергии, товарищи!

Вообще, как и многое в нашей жизни, эмоции и чувства обросли совсем не теми представлениями! Почему-то, в большинстве своём, эмоции считаются чем-то неправильным, дрянным, низким.

Хотя! Хотя! Хотя!

Чувства и эмоции появились раньше разума и своим появлением способствовали его развитию, а мозг придан природой для обслуживания эмоций и чувств! Именно так! И никак иначе!

Ведь мозг всего лишь обрабатывает сигналы от тех ощущений, которые возникают внутри нас. Ведь когда нам плохо или хорошо, именно мозг славливает это, перерабатывает, и представляет уже в приличном и цензурном виде.

Эмоции и чувства играют решающую роль в жизни человека. Эмоции в первую очередь — это возбудители процесса мышления. Они позволяют живому организму определять свое состояние (голода, вкуса, боли, температуры), а также определяют значимость внешних воздействий, вызывающих радость, страх, гнев и т.д.

Мне нравится цитата одного из ученых Норбета Винера: «Мозг — своеобразный орган. Он ведает всеми ощущениями тела, но сам ничего не ощущает, когда к нему прикасаются, когда его режут скальпелем».

Это на мой взгляд, гениальные слова!

Ой, ну получилась прям знатная статья в защиту эмоций)

И хочется закончить ещё одним примером из жизни. Мой сын уже достаточно подкован в распознавании и назывании своих ощущений и эмоций. И вот однажды происходит следующая ситуация. Сын сильно разбивает губу, и начинает реветь: сильно-сильно. В повседневной жизни, когда он падает, ударяется, то он обычно «хныкнет», подождёт, пока я его пожалею, и замолкает. А тут он орет, и расходится больше и больше. Я с перепугу обнимаю его, прижимаю к себе, и говорю: «тише, тише, тише…»

А сын мне сквозь сопли и всхлипы: «Я не могу тише, я хочу сильно плакать, потому что мне ОЧЕНЬ БОЛЬНО!»

Гений, гений! В таких случаях я уверенна за своего сына и за то, что в его душе не останется никакой лишней «тонны»…

Если хочется плакать — плачьте, хочется ржать — ржите, хочется грустить — грустите…

И будьте Мамами-конфетками!

еще статьи по теме

НЕЗАПРЕТ на негативные эмоции ребенка

 Большая книга эмоций: я не учу своего ребенка читать и писать, я учу его понимать эмоции!!!

Оставить комментарий